Прежде чем окунуться в историю нашего Челябинского цирка, давайте разберемся, что такое цирк и в чем заключается его своеобразие?
Слово цирк происходит от лат. circus, что означает круг. Теперь обозначим основные его значения:
Постепенно опытным путем определился и наиболее целесообразный размер площади – манежа 13 метров в диаметре.
Поскольку цирк изначально сформировался, как кочующий вид искусства, для него не существовало стационарных зданий, то тут-то и возник еще один термин, который применим к цирку – шапито (от французского капитель, колпак). Шапито – это сооружение разборного типа из брезента или материала для цирковых спектаклей. Представляет собой конструкцию из высоких центральных матч и боковых стоек, на которые с помощью различных креплений натягивается брезентовый шатер куполообразной формы. Внутри шатра – манеж и места для зрителей, сзади – закулисные помещения. Шапито возникло в 30-х годах 19 века. Впервые в Париже на Елисейских полях появился летний цирк с шатром из просмоленной парусины. В 50-60 – х годах 19 века шапито стали появляться на Западной Европе. Шапито в России получили распространение в первой половине 19 века.
В дореволюционной России большинство цирков были передвижными. Цирковые предприниматели переезжали со своими труппами из города в город, строили временные, деревянные здания цирков. И Челябинск не стал исключением, хотя архивные сведения говорят о том, что родоначальником Челябинского цирка являются ярмарочные гулянья. К сожалению, нам точно не известно в какие годы цирк становится предпринимательством, но лишь с 1901 года сохранились записи, которые характеризуют состояние дел того времени.
В 1901 году Челябинск распахнул свои двери для представлений цирка Коромыслова, которые проходили в городском саду на Южном бульваре Петровской площади. Но, к сожалению, до сих пор не известно, что же представлял из себя этот цирк и кто такой Коромыслов. В октябре 1902 года «Городской управой» предпринимателю П.И. Сайковскому было разрешено построить и открыть цирк в Челябинске на торговой площади Южного бульвара (теперь Площадь революции). Цирк был построен и открыт типа шапито. До 1909 года, цирк эксплуатировал сам Сайковский, приглашал на работу случайных проезжих артистов, бродячие труппы и даже проводились сеансы синематографа. Цирк успешно работал в дни ярмарок, на пасхальной и масляной неделях, в другое время Челябинский цирк был убыточен, владелец цирка Сайковский «горел». Учитывая особенность того времени, то причины были на поверхности: страшная бедность населения, Челябинск в то время был городом – поселком (без пригородных слобод), да и цирк в сущности считался не как культура, а как развлечение, поэтому многие отказывали себе в этом удовольствии. Если говорить о программах цирка, которые давались до 1909 года, то они не сохранились. Лишь в 1909 году цирк был открыт 6 января и цирковая программа была такова:
По счастливой случайности труппа проездом из Токио в Санкт- Петербург дает несколько гастролей и пантомимы: «Браконьеры», Смерть Герцогини «Коверлей», «Аргакин скелет или Пьеро в 1000 страхов» и сеансы синематографа. Представляют интерес рецензии на цирковые представления того времени. Они характеризуют отношение даже местной газеты того времени «Голос приуралья», к такому искусству как цирк: «С отъездом труппы Кашина (Томская драмтруппа выступавшая в народном доме Челябинска) цирка Сайковского начинает, как будто справлять. Скучающий обыватель иногда завертывает сюда, чтобы убить время и потолкаться у буфета. Сайковкий знает обывательскую слабость и готов на все» (Газета «Голос приуралья» от 23.01.1909)
В начале ноября 1909 года помещение цирка арендует антрепренер Э.А, Стрепатов, в его программе участвовали 12 прекрасно дрессированных лошадей, «Любовь пьеро» - фантастический танец, исполняющий 30 персон, легкость, сила, грация - Марина Лурс, выезд наездниц, выход всех клоунов. В заключении «Американкий биоскоп».
Соло клоунов: 14005 секунд смеха и забавы, выход семейства акробатов – Гаворины, чемпионаты дамской французской борьбы: Боровская (Сибирь), Христенсен (Дания), Гацион (Германия), Симонс (Польша), Рихтер (Шотландия), Хованова (Кавказ), Кох (Швецария), Роше (Франция), Мюранке (Венгрия).
Рецензии чемпионат дамской борьбы отмечают как курьез, дотоле невиданный в Челябинске. Борьба ведется весело, оживленно. Цирк переполнен.
В 1910 году цирк переходит во владение И.В. Антонова, владельцем которого является до 1917 года. Причем, перешел цирк в ведение Антонова при весьма загадочных обстоятельствах, по воспоминаниям старожилов, он был проигран в карты, а картежная игра в то время процветала в купеческом клубе, в павильоне городского сада, в клубе железнодорожного общественного собрания, проигрывались деньги, магазины и даже дома. Подтверждение этому может служить то обстоятельство, что Антонов особой деятельности на протяжении всего года не проявил. Городская управа крепко встала против Антонова 27 марта 1911 года и предложила немедленно убрать здание цирка с торговой площади. Но до 1917 года цирк продолжал располагаться на той же площади.
Второе возмущение городской управы могло быть и то, что во время ярмарок и на пасхальной неделе, цирк «обрастал» балаганами бродячих трупп, которые с разрешения полиции, разбивали свои «очаги культуры» и независимо от цирка вели свою деятельность самостоятельно. Так продолжалось до июня 1914 года, начала первой империалистической войны с Германией. Эти «вертепы» занимали площадь, много привлекали праздно шатающейся публики, против чего возмутились торговцы и купечество, поток жалоб в городскую управу не прекращался.
В 1911 год был знаменательным, юбилейным: 50-летие освобождение от крепостной зависимости. Такое, с позволения сказать, «освобождение», что правительство боялось бунта – выступлений рабочих, городской бедноты и крестьянства.
По распоряжению Оренбургского губернатора 10 февраля 1911 г. были закрыты все винные лавки, буфеты клубов, рестораны и даже цирк. Патриархальный Челябинск особенно в этом усердствовал, цирк был причислен к тем же очагам, где мог вспыхнуть бунт, как общественное место большого скопления народа. В июне 1911 года по городу были расклеены афиши: едет Итальянский цирк Мартини. Цирк прибыл и открыл сезон 17-го июня, в программе: полеты на трапеции, клоуны и чемпионат французской борьбы.
Дельцы дореволюционной России опошляли цирковое искусство, рассматривали цирк только как средство наживы, вплоть до обмана зрителей и жульнических махинаций по отношению к своим подвластным артистам. 6 июня 1911 года местная газета «Голос приуралья» в №141 с в статье «Бегство владельца цирка» сообщало: «Администрация Итальянского цирка в лице владельца Гладченко (по сцене Мартини) сделал хороший сбор, 3-го июня скрылся, захватив с собой все пожитки, не рассчитал даже артистов. Выяснилось, что объявленный чемпионат французской борьбы не был даже приглашен, а участвующие в борьбе лица попали в Челябинск совершенно случайно».
Подобные поступки антрепренеров, громкие и дутые рекламы, не являлись редкостью. Особенно этим славился цирк Э.А. Стрепатова.
Так опошлялось искусство доступное и понятное народу, хотя оно и не носило характер воспитательного значения, но цирк среди простолюдина пользовался большой популярностью. Колкая сатира цирка, не говоря уже о политической пропаганде, которая проходила через жесткую редакционную царскую цензуру. Хочется привести документ – программу балагана, на программе была виза исправника и печать (оригинал документа не сохранился, поскольку его владелец Т. Потапенко, ставший балаганным и цирковым артистом, в 1915 г. выбыл на Украину): «Разрешаю представлять без упоминания царя земного, царя небесного, лиц военного, духовного звания и полиции». Следовательно, мужика и рабочего сатирой цирка можно было вывернуть наизнанку, а высокопоставленных лиц из привилегированного общества - не смей! Таковы были цензурные рогатки, на пути развития искусства для народа. С 1912-1914 годы в Челябинске работает цирк антрепренёра В.П. Якишевского.
В 1915 году цирк владельцем Антоновым заново перестраивается, подводится под деревянную крышу, предусматриваются все удобства для публики, образцово обставлены буфет-чайная, теплое фойе. После перестройки цирка 26 февраля сезон открывает опять Якишевский, в программе: дамский чемпионат французской борьбы и другие номера. Состав 12 дам борцов и атлетов, под руководством известного в России арбитра Алекса Мюллера. Участницы были представительницами различных стран: Флира Леро – Латвия, Оффриль – Нидерланды, Шевченко–Донская - казачка, Дмитриску – Рымыния, Морозова – чемпион Европы г. Москва, Эттингер – Бельгия, Петерсон – Дания, Сокольская – Польша, Беженка - любитель, Черная маска – мужчина любитель.
Среди бойцов была Мария Поддубная, родная сестра чемпиона мира Ивана Поддубного, но кто она ? Морозова или Беженка? установить не удалось. Морозова обладала большой силой и ловкостью, кроме борьбы она исполняла такие номера как: разгибала подкову, боролась с быком, ломала 5-ти копеечную монету, мерилась силами на растяжку рук с 20 мужчинами, вызванными из публики и др. атлетические номера.
С ноября весь зимний сезон работает в Челябинске Итальянский цирк И. Арриган. Программа состояла из трех отделений, подробностей о содержании программы неизвестно.
В 1916 году городской управой был создан специальный комитет народных развлечений, на площадях города, особенно на центральной площади, где стоял цирк, устраиваются народные гулянья, различные развлечения и сеансы кинематографа. Уездным комитетом попечительства о народной трезвости на эти цели было отпущено 560 рублей. Это было просто попыткой отвлечь народ от той ненависти к войне, которой была охвачена каждая семья России. Большевистская агитация против ненавистной войны, подкрепляемая фактами безрассудства царского строя, влекущим за собой голод, холод и другие лишения. Правительство принимает меры - меры зуботовщины 70-80-х годов 19 века, городская управа организует гулянья. Допускается даже такая возможность, что цирковые труппы в таком большом количестве были приглашены именно городской управой. Но могло быть и по-другому – предприимчивые антрепренеры сами тянулись в Челябинск, поглядеть течение этих массовых развлечений, но цензура оставалась цензурой.
14 апреля 1916 года была разрешена одна гастроль «Известному московскому шуту», в мае, один месяц работает в Челябинске славянский цирк дирекции И.А. Сербина, управляющий А. Деминцев. В программе участвуют: 5-летняя соло-балерина Тамарочка, человек-лягушка Перкинс, Итальянские эксцентрики виртуозы, комики Вилли и Александрини – смех, хохот и плачь. С июня по ноябрь работает атреприза Бибо-Кальвейтис, управляющий Яковлев-Мирославцев, цена на билеты высокая, но народу много.
В ноябре приезжает в Челябинск Итальянский цирк И. Арригани. В программе чемпионат французской борьбы. Но программа терпит убытки, поскольку наступают в Челябинске сильные холода. В декабре работает русско-итальянский цирк, директором являлся итальянский подданный Карло-Ре-Милано, режиссер Спампани, управляющим был В. Ромо, секретарь Яковлев. В программе была достаточно разнообразная программа: конно-гимнастические и спортивные выступления, стоит заметить, что все артисты данной программы были совершенно новые для Челябинска, артисты были ангажированы не только русские, но и итальянские.
1919 год стал предвестником первого советского цирка. 10 декабря 1919 года было проведено собрание артистов с повесткой дня о создании товарищества артистов цирка на новых началах, о выборе исполнительного Комитета товарищества, о выборе ревкомиссии, о выборе режиссерско-художественного совета. Количество учредителей товарищества состояло из 9 человек: артисты и работники манежа. В числе исполкома избрано 5 человек, в ревкомиссию 3 человека, в числе последних был избран бывший антрепренер славянского цирка И. Сребин. Разработаны и утверждены общим собранием правила ведения циркового дела и порядок оплаты труда (марочная система). Всеми делами цирка руководил исполком, на правах широкой демократии, состоящий их 3-х человек, избранных общим собранием. Несмотря на малочисленность труппы, цирк принимает самое активное участие в восстановлении Советской власти в освобожденном от колчаковщины городе.
19 ноября 1920 года в Челябинском цирке с докладом выступил товарищ М.И. Калинин. В это время на Урале и в Челябинске проводится «неделя фронта», которая сочетается с массовыми субботниками по восстановлению разрушенного городского хозяйства, участников субботников планируется обслужить силами работников культуры и искусства, поставить 47 спектаклей и концертов. Цирк и его коллектив включается в эту работу.
3 февраля цирк переполнен красноармейцами, в антрактах проводятся митинги, выступают ораторы. Кружковый сбор в пользу фронта проводят артисты цирка, бойко идет торговля искусственными цветами. Арену заполняют злободневными репризами и шутками про Колчака, вызывающий гомерический хохот, успешно прошла пантомима «интернационал». Билеты раздавались через профсоюзные и воинские части.
12 марта цирк предоставлен для массового митинга – представления, вход бесплатный. Система митингов завершающихся концертом и цирковым представлением, принимает массово-агитационных характер. Творческие силы искусства объединяются с работниками пропаганды партийных и советских органов и в едином строе несут в массы. Политические знания и цирковое искусство, пока что в виде того наследия,что цирк получил от капиталистического строя, но более быструю перестройку на революционный лад имели сатирики, фельетонисты и клоуны.
Местная газета «Советская правда» №274 от 24 октября 1921 г., посвящает цирку большую статью, которую в сокращенном виде можно процитировать: «Цирк в том виде как он существует сейчас, во много является отрыжкой буржуазного прошлого: избиваемый «Рыжий», очень рискованные трюки акробатов, приятно пощекотать нервы бессодержательными пантомимами – все это должно быть изъято из цирка. Но, несомненно, революционное воспитательное значение цирк имеет: цирк подтягивает, не дает распускаться, слабнуть, дряхнуть. Если видоизменить ту часть программы в наших цирках, с которой выступают клоуны и участники пантомимы, сделать ее агитационной, то цирк станет одним из могучих орудий революции в деле воспитания масс. Война с Вагнером, Поляками, меньшевиками и эсерами – это в цирковом остроумии неисчерпаемый источник». В декабре цирковой коллектив называется уже кооперативом и, несмотря на чрезмерный кризис в Челябинске, цирк продолжает отапливаться. 4-го декабря проводится праздничное представление, на гастроли приехал заслуженный артист республики Вильямс: полет под куполом цирка (по проволоке), выход любимца публики Вагнера (Тато); во втором отделении выступают герои М.Горького «Иван Пролетарий», в главной роли Вагнер; в третьем отделении борьба: Колос – Губин, красная маска против Шубина, Щерин против Русакова.
В 1922 году работы в цирке прекращаются: голод, холод, да и помещение цирка приходит в большую ветхость. Цирк закрывают вплоть до 1930 года.
5-го сентября 1930 года торжественно открывается цирк в новом помещении на ул. Труда №48, тогда как старое помещение с Площади революции было убрано. Открытию цирка все газеты посвящают множество статей, в частности и газета «Челябинский рабочий» в №216 от 5 ноября печатают большую статью, как зрелищному предприятию, обслуживающему массового зрителя. Программа цирка в то время достаточно уплотненная, гастролеры с частой периодичностью сменяют друг друга, упомянем основных: акробаты Колесниковы, артисты Мосэстрады Диллер и Вильямс, творцы смеха Коко и Якотоми, Эрос – чертово колесо, Японская труппа и др. номера.
Челябинский Госцирк выходит на широкую дорогу своей творческой деятельностью. Зимние сезоны работает в Челябинске, летние выезжает в г. Златоуст. Цирк возглавляется административным руководством, крайне ограниченным штатом. Весь творческий состав: артисты цирка, командируются в Челябинск, по плану Госцирка и Министерства культуры.
Дальнейшая история Челябинского цирка отчетливо отображена в статье газеты «Вечерний Челябинск» от 26 ноября 1999 года:
«В январе 1973 года к начальнику управления пожарной охраны УВД области полковнику Григорию Пацеле пришла интересная делегация – директор цирка Николай Яушев и известный в городе строитель Иван Карманов, главный инженер треста «Челябстрой». Цель их прихода была по тем временам «ясная, как Божий день», но по нынешним – непонятная.
Городу Челябинску всю жизнь не везло на здания для цирковых представлений и последняя постройка 30-х годов, добросовестно отработала свой срок, но время неумолимо. В 70-х годах авторитетная комиссия обследовала здание цирка и установила, что оно находится в аварийном состоянии, деревянные конструкции заражены грибком и, следовательно, здание подлежит сносу. По законам того времени, если в городе есть здание цирка, то никаких средств на проектирование и строительство нового никто выделить не имел права. Но для Челябинска сделали исключение. Госцирк СССР принял решение – если снесут здание старого цирка, то будет разрешено проектирование и строительство нового, а до завершения строительства Челябинску будет выделено цирковое сооружение шапито. Со сносом цирка возникли трудности. Во-первых, здание аварийное, работы по разборке могут продолжать очень долго, и нужно было принять особые меры предосторожности, что значительно удорожало эти работы и надолго задержало бы освобождение площадки. Во-вторых, санэпидстанция категорически запретила раздавать обломки деревянных конструкций населению даже на дрова, чтобы не допустить распространения грибкового заболевания на деревянные конструкции частного жилого фонда. Отсюда и возникла просьба делегации к пожарной охране – сжечь здание цирка «на корню». Полковник Пацеля, человек очень педантичный в вопросах службы и очень не доверчивый к «авантюрным делам», отправил делегацию к своему заместителю, что бы вместе найти приемлемое решение. А в те времена решение было простое – если горком КПСС и горисполком благословит эту «авантюру», а тем более попросят, то мы спокойно сожжем все что надо. Поступило письменное ходатайство горкома КПСС и горисполкома. А дальше все было делом техники.
В итоге, было принято решение: провести комплексные учения по гражданской обороне с привлечением на сжигание цирка личного состава свободных от службы дежурных караулов и резервной техники. Заручились согласием руководства УВД области, штаба ГО области и всех взаимодействующих служб. Пришлось согласовывать эти занятия с руководством военного госпиталя, расположенного на углу улиц Российской и Труда. Реакция начальника госпиталя была интересной. Он сказал, что одобряет эту реакцию, а у больных будет бесплатное представление.
Договорились с дирекцией трамвайно-троллейбусного управления, чтобы на время учений перенести трамвайный маршрут №6 с улицы Труда на улицу К. Маркса. Договорились и о том, чтобы трамвайные вагоны маршрута №7, проезжающие против здания цирка, сопровождались для прикрытия автоцистернами - «Уралами». Затем согласовали с горводопроводом использование водопроводных сетей на полную водоотдачу с ближайших гидрантов в районе цирка. Но по расчетам, воды от гидрантов оказалось недостаточно, чтобы регулировать процесс планового выжигания деревянных конструкций. Тогда приняли решение – использовать на учениях насосную станцию ПН-100, установленную на реке Миасс, привлечь 12 пожарных автоцистерн и две насосные станции из действующего резерва.
О намеченных учениях доложили руководству Главного управления пожарной охраны МВД СССР. И тут посыпались совсем неожиданные просьбы и поручения. По заданию руководства ГУПО начальник отдела по работе с общественностью и противопожарной пропаганды подполковник внутренней службы Геннадий Расчетин связался с киностудиями страны и предложил им воспользоваться подходящей «натурой» для съемки фильмов с пожарами. Приехали команды специалистов четырех ведущих киностудий страны. Всех надо было обеспечить жильем, транспортом и местами на площадке для съемок. Вслед за ними прилетел и представитель главка – подполковник Г.А. Расчетин. Съемки решили проводить в два этапа в течение двух дней.
В первый день киностудии должны были снимать сюжеты в освободившихся помещениях цирка с имитацией пожара дымовыми шашками «в местах массового пребывания людей, в магазинах, в складских помещениях». На второй день планировалась съемка горящего объекта и боевых действий пожарной охраны.
И тут начались заморочки. Две киностудии в первый день израсходовали кинопленку и слезно просили перенести сжигание «объекта». Но было поздно – «процесс пошел». Пришлось киностудиям шевелить свое московское начальство и получать кинопленку вместе с сопровождающими первым столичным авиарейсом. Как правило, он обязательно прилетал в 6 утра местного времени с материалами центральных газет.
И вот наступил день учений – 15 марта 1973 года. Утром пожарных Челябинского гарнизона подняли по плану оповещения ППС ГО. Заступающий караул был усилен за счет бойцов, свободных от службы, он принял технику, состоящую в боевом расчете, и заступил на дежурство. Остальные ввели в строй резервную технику и прибыли на ней и на автобусах к заводу «Оргстекло», где в красном уголке им разъяснили задачу учений, а в столовой их ожидал сытый горячий завтрак. А в это время штаб учений проводил рекогносцировку на местности и оценку метеорологической обстановки. Метеоролог Татьяна Ишукова вместе с пожарными поднялась на купол цирка, где измерила скорость ветра и по цветным хвостам зажженных на куполе цирка дымовых шашек определила его направление. По согласованию со штабом ГО и службой охраны общественного порядка по городскому радио оповестили население о намеченном учении, о зоне оцепления здания цирка.
Наконец на купол цирка с канистрой бензина поднялся известный в городе «тушила» - мастер пожарно-прикладного спорта СССР Николай Александрович Трошин. Насосные станции и установленные на гидранты автоцистерны подали воду к разветвлениям, ствольщики вышли на позиции.
Четыре лафетных ствола, установленные в проходах цирка между секторами, дали контрольную проверку производительности компактных струй.
В 10 часов от брошенного факела вспыхнул бензин. Огонь медленно пополз к куполу. Но языки пламени с трудом пробивались внутрь. Активными были только кинооператоры и фотографы – снимали сюжеты на фоне медленно развивающегося пожара.
Настроение у «тушил» придавленное: горит, а тушить не дают. А тут еще известный в Челябинске фотограф Юрий Теуш просит штаб попозировать для газеты, а приунывшему штабу не до съемок. Более колоритную «фигуру» все же находят. Это бравый усатый сержант их шестой пожарной части Виктор Малов, награжденный в честь 50 - летия Октября орденом Трудового Красного Знамени. Много интересных снимков сделал корреспондент «Вечерки» Сергей Васильев.
И вот пламя наконец-то полыхнуло внутри купола цирка. Тут огню пища досталась более благодатная,- конструкции купола за пятьдесят лет высохли основательно. Площадь пожара увеличивалась на глазах, стал слышен треск горящей древесины. Снова дали пробные струи из лафетных стволов – они достигли кромки огня.
Время, которое нудно тянулось до этого, полетело стремительно. Огонь достиг вертикальных стен, весь купол был в огне, а интенсивного выхода дыма наружу здания все не было.
И тогда возникло еще одно тактическое решение: пробить в горящем куполе отверстие струями лафетных стволов. Практически в одну точку дали три струи. Раздался треск разрушаемых конструкций, появился свистящий шум теплового потока. Над зданием цирка наконец-то взметнулся сизый вихрь. Температура и концентрация дыма внутри здания снизилась, но тяга воздуха по проходам цирка усилилась настолько, что ствольщиков у лафетных стволов пришлось страховать, пристегивая карабинами к натянутым спасательным веревкам. А через пробитый купол уже неслись искры, угли и головешки. Пришлось выставлять дополнительные посты на крышах госпиталя, бани и школы №36 (ныне институт повышения квалификации работников образования). Это было зрелище!
После того как обрушилась большая часть купола, внутренние конструкции горели нормально под контролем начальников боевых участков. По просьбе дирекции пожарная охрана защитила каменный «слоновник», который примыкал к зданию цирка и должен был эксплуатироваться еще несколько лет при устройстве шапито.
К концу рабочего дня, около 17 часов, деревянное здание выжгли под фундамент, обрушенные конструкции затушили. Последовал «отбой» учению, на котором поработали на боевых участках более ста человек личного состава пожарной охраны города, 2 насосные станции, 12 автоцистерн и шесть единиц специальной пожарной техники. Было использовано и испытано около шести тысяч метров пожарных рукавов. За время учений не было ни одного отказа автотехники, прорыва или повреждения рукавных линий.
Этим же летом на свободной площадке поднялся брезентовый купол шапито, в котором выступали лучшие цирковые коллективы страны и радовали этим челябинцев до постройки нового цирка».
В 1979 году было завершено строительство нового здания цирка. 1 января 1980 года в новом здании под зеленым куполом состоялось первое представление. Его дал литовский коллектив. С того момента прошло уже более 30-ти лет, на манеже нового цирка побывали такие именитые артисты как Владимир Шевченко, Вальтер Запашный, Мстислав Запашный, знаменитые династии Дуровых и Филатовых и многие другие.
Несмотря на такую богатую историю, Челябинский цирк остается актуальным и не устает радовать своих горожан все новыми и новыми цирковыми программами!
в нашем цирке
каникулыСледите за новостями, чтобы не пропустить новую программу...